Концерт электроакустической музыки «Электронные клавиши +»

В Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского состоялся концерт электроакустической музыки «Электронные клавиши +», организованный Детской школой искусств № 8 г. Красноярска.

Даже если абстрагироваться от специфики концерта, от попыток вникнуть в технологию приготовления искусственного звука, становится понятно, что зрители стали свидетелями увлекательного и красочного шоу.

Драматургия концерта была выстроена безупречно. В программе прозвучали электронные интерпретации сочинений различных музыкальных эпох от барокко до романтизма, обработки русских народных песен, образцы киномузыки, а также авторские композиции, созданные учащимися и преподавателями школы, студентами и аспирантами института искусств. Помимо музыкантов-инструменталистов и вокалистов на сцене выступили хореографический ансамбль школы, а также хор мальчиков и юношей «Каприччио».

Несмотря на обилие форм и средств, представление не выглядело эклектичным, так как общим знаменателем стало то особенное качество звучания, которое может обеспечить только электроакустика. Но здесь важно понимать, что сама по себе технология не гарантирует отличный результат. Чуда можно добиться только при глубоком понимании возможностей инструментов и оборудования, их взаимодействия с акустикой зала, а главное – при понимании технических методов и средств, которые способны оправдать использование именно такого звукового материала в качестве самодостаточного художественного высказывания. У творческого коллектива школы это понимание есть.

Зачастую на концертах современной музыки режиссёры стремятся сочетать несколько медиа: музыку, шумовое и звукотехническое оформление, видеоряд, световые эффекты, хореографию и даже тексты, но не всегда удаётся найти гармоничный баланс. Было некоторое опасение, что разные средства воздействия будут «бороться» между собой в восприятии слушателя, забирая у музыки её энергию. Но, к счастью, этого не произошло.

Сегодня электроника господствует повсеместно: пульсирует в проезжающих автомобилях, обволакивает в супермаркетах, льётся непрерывным потоком из всевозможных репродукторов, сигнализирует из гаджетов. Она стала мейнстримом в популярных массовых музыкальных жанрах и стилях. Но в последнее время мы как-то позабыли, что электронная музыка вышла из академической среды. В конце 1940-х – начале 1950-х годов она зарождалась в экспериментах с конкретными звуками и как ответвление серийной техники композиции. Интересно отметить, что в ответ на провокационный вопрос «когда, на ваш взгляд, возникла электронная музыка?» молодые люди отвечают, что она появилась в 1990-е годы одновременно с широким распространением персонального компьютера. В дальнейшем, с середины 1960-х годов, появляются новые термины: электроакустическая музыка, акусматика и другие. Электроника начинает распадаться на самостоятельные потоки, проникать в различные музыкальные жанры.

Вне всякого сомнения, в нашем крае школа искусств № 8 является лидером по части освоения музыкальных компьютерных технологий. Именно здесь самый большой детский контингент специализируется в данной области. Сразу пять преподавателей ведут классы синтезатора и компьютерных музыкальных технологий. Опыт накоплен колоссальный, и прошедший концерт стал тому подтверждением. Профессиональный коллектив нисколько не растерял своей пассионарной энергии, у педагогов по-прежнему горят глаза, словно они только что запустили инновационный проект. Школа уже давно прорабатывает идею открытия методического объединения по направлению электроакустическая музыка. Для этого требуется поддержка на уровне учредителя и министерства культуры Красноярского края.

Помимо всего прочего, концерт обнажил проблемы, которые в области электроакустической музыки существуют давно. Во-первых, это многозначность и многоликость самого явления, которое на данный момент объединяет в себе электронную музыку, компьютерную музыку, звукорежиссуру, саунд-дизайн, саунд-арт и другие течения. А между тем, определить каждое из них в отдельности и весь комплекс в целом – задача нетривиальная. Это краеугольный вопрос, поскольку музыканту, создающему те или иные произведения важно осознавать сущность того направления, в котором он работает.

Во-вторых, часто на подобных концертах электроника используется как средство имитации традиционных музыкальных инструментов. В нашем случае это тоже отчасти присутствовало, но была показана и другая сторона, когда электроника становится самодостаточным формообразующим средством. Школа видит эту проблему, ощущает в себе потенциал развиваться дальше и готова в дальнейшем демонстрировать публике глубинные художественные возможности электронной музыки.

Кроме того, уже прочно укоренился стереотип о том, что электронный инструмент – обязательно клавишный. Во многих отечественных школах искусств на синтезатор некритично переносится традиционная фортепианная исполнительская техника, определяющая соответствующие интонационное мышление и репертуар. Даже среди профессиональных музыкантов сегодня далеко не все понимают, что электронная музыка требует освоения многих междисциплинарных компетенций, включающих различные направления акустики, математику, информатику, электронику, логику, семантику и многое другое. От композитора и исполнителя требуется мыслить не только музыкальными, но и акустическими категориями, такими как частота, спектр, энергетическая плотность, динамическая огибающая и т.д. Для многих становится откровением, что помимо звуковысотного и гармонического слуха ещё существует спектральный слух и его тоже можно и нужно развивать.

Ещё одной дискутируемой проблемой до сих пор остаётся вопрос о степени использования средств создания искусственного звука в акустической музыке и наоборот – использовании традиционного инструментария в электроакустике. Эта область до конца ещё не изучена, но совместное использование источников звука совершенно разной природы зачастую даёт очень интересные результаты. И так было в этот раз. Мы услышали несколько необычных ансамблей, в которых акустические и электронные инструменты не боролись за доминирование в пространстве произведения, а создавали интегральные гармоние-тембры, удивляющие своей характерной выразительностью.
Композитор Эдуард Артемьев всегда настаивает на том, что при упоминании об электронной музыке, всегда имелось в виду её третье измерение – пространство. Пространство здесь живёт, пульсирует, движется. Его можно «сочинять» и трансформировать. На наш взгляд, при постановке концертных номеров в ряде случаев удалось учесть пространственный фактор.

Наконец, электронная музыка, как известно, создаётся в непосредственно звучащем виде, что является как её преимуществом, так и недостатком. Преимуществом, поскольку композитор может более не зависеть от интерпретатора: аранжировщика, исполнителя, дирижёра. С другой стороны, тот, кто ступил на новую территорию, должен разбираться во всех сопутствующих технологиях, а иначе перед композитором вырастает фигура звукорежиссёра или другого технического ассистента, от которых также будет зависеть успех или неудача исполнения. После концерта педагоги признались, что не всё удалось реализовать, как задумано. Технические проблемы возникали, но они нивелировались самим действием, разворачивавшимся на сцене и только подчёркивали всю сложность подготовительной работы.

Концерт дал богатую почву для размышлений. Но ясно одно – мы мало уделяем должного внимания инновационным направлениям технологического звукового искусства, позволяя им развиваться стихийно. Настало время всем заинтересованным сторонам: композиторам, музыкальным педагогам, искусствоведам, представителям общественности, творческой молодёжи сверить часы, определить точку, в которой мы находимся сейчас. Необходимо понять какой мы хотим видеть музыкальную педагогику в области электроакустики, какие потребности существуют у современных композиторов, как мы можем использовать потенциал любительского детского и юношеского музицирования. Для этого нам нужно запустить широкую общественную дискуссию по всем обозначенным проблемам. Первым подвижническим усилием в этом процессе должна стать научно-практическая конференция с рабочим названием «Проблемы и перспективы развития преподавания электроакустической музыки в детских школах искусств», которую предлагает провести руководство ДШИ № 8 на площадке СГИИ.

Концерт удался, он, вне всякого сомнения, должен стать регулярным событием не только в жизни школы, но и в культурном пространстве нашего города и края. Однако без мощной подпитки в виде методического центра, программ дополнительного образования и переподготовки педагогов он может угаснуть, как это уже происходило в 2000-е годы по всей стране.

В качестве зрителей прошедшего мероприятия преобладали родители и педагоги выступавших на сцене детей, а хотелось бы видеть, как минимум, представителей 16 других школ искусств нашего края, где реализуются программы по обучению игре на электронных музыкальных инструментах.

Дмитрий Всеволодович Соколовский, старший методист отдела по развитию художественного образования Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры

Печать

Подписаться на новости