Издания 2018 года
Енисейская мозаика: Каталог VI Международной выставки-конкурса детского художественного творчества «Енисейская мозаика». Catalog VI International exhibition-competition of children’s art creativity «Тhe Yenisey mosaic». – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 44 с.
Выставка-конкурс детского художественного творчества «Енисейская мозаика» впервые была проведена в Красноярске в 1996 году и приурочена к 150-летнему юбилею знаменитого сибиряка, живописца Василия Ивановича Сурикова. В 2002 году выставка-конкурс обрела статус региональной, в 2004 году – всероссийской. С 2008 года выставка проводится как международная биеннале. Тема выставки-конкурса в 2018 году – «Реки мира».
Степанова С.А., Матусан Н.П. Роспись по дереву: Учебное электронное пособие. Ч. 1. Городец. – Красноярск: КНУЦ, 2018.
Учебное электронное пособие предназначено преподавателям ИЗО и посвящено росписи по дереву – отрасли декоративно-прикладного искусства, имеющей многовековую историю. Приобщая детей и подростков к культуре русского народа, его традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, педагоги воспитывают у подопечных не только художественный вкус, умение видеть и передавать красоту окружающего мира, но и бережное отношение к своим истокам, любовь к родине.
Авторы видеоматериалов – Степанова Светлана Александровна и Матусан Наталья Петровна – преподаватели Шалинской детской школы искусств. С.А. Степанова – победитель конкурса грантов при поддержке министерства культуры Красноярского края «Лучший преподаватель на селе» (2016), Н.П. Матусан – победитель конкурса в краевой культурно-просветительской акции «Волшебное полотно родного края» (2012). Авторы также являются призёрами краевого конкурса методических работ (2017), лауреатами I степени регионального конкурса «Алтай – Золотые горы» (2018), участниками районных и краевых выставок и конкурсов, ежегодных межрегиональных пленэров.
Solo е tutti: сборник пьес для струнно-смычковых инструментов и фортепиано. Выпуск 5 / Обработка и переложение В.Ф. Третьяченко. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 34+13 с.
Учебное пособие «Solo е tutti» представляет собой сборник произведений для скрипки и ансамблей струнно-смычковых инструментов и фортепиано. Этот выпуск не совсем обычный, так как в одной из пьес добавляется духовой инструмент – флейта.
Сборник, предназначенный для учащихся средних и старших классов ДМШ и ДШИ, содержит обработки и переложения произведений композиторов прошлого и современных авторов.
Произведения, вошедшие в сборник, характеризуются ярким художественно-образным содержанием, повышенным вниманием к таким элементам современного музыкального языка, как синкопирование, асимметричная ритмика, хроматика, обострённые интонации, колористические эффекты.
Искусство буквицы: (из опыта работы) методическая разработка / Авт.-сост. Е.Л. Осипова – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 28 с.
Методическая разработка «Искусство буквицы» посвящена написанию шрифтов и заглавной буквы в Европе в эпоху Средневековья. Поэтапно раскрывается история эволюции буквенного знака – от иероглифического письма к буквенно-звуковому обозначению.
Помимо содержательной исторической справки читатель найдёт и большое количество рисунков учащихся – от эскиза до законченной композиции, которые приведены в качестве примера учебной работы по данной теме.
Автор методической разработки – Елена Леонидовна Осипова, преподаватель истории искусств и декоративно-прикладного искусства Ачинской детской художественной школы им. А.М. Знака. Молодому педагогу, работающему в ДХШ с 2006 года, удалось разработать и внедрить в учебный процесс ряд авторских методических разработок, среди которых: «Освоение техники современного ткачества на уроках ДПИ», «Мезенская роспись» и др. «Искусство буквицы» стало ещё одной творческой и методической ступенькой автора.
Играем лучшее: Репертуар ансамбля преподавателей Норильской детской школы искусств / Авт.-сост. Р. Шайхисламов. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 72 с.
В сборнике представлены пьесы из репертуара ансамбля преподавателей Норильской детской школы искусств: «Казаки в Берлине» (М. Блантер – А. Бызов), «Рио-Рита» (Э. Сантеухини) и Концертное рондо (на темы П.И. Чайковского). Все они могут пополнить творческую копилку не только ансамблей педагогов и студенческих коллективов, но и оркестров ДШИ и ДМШ, так как по исполнительским возможностям эти пьесы доступны учащимся.
В инструментовке использованы как традиционные исполнительские приёмы, характерные для русских народных инструментов, так и элементы академического исполнительства, что необходимо для интеграции разных направлений в инструментальном искусстве. Автор инструментовок – Рустам Раисович Шайхисламов, преподаватель Норильской детской школы искусств. Баянист, дирижёр, лауреат региональных и всероссийских конкурсов, он ведёт активную педагогическую и концертную деятельность.
Пономарёв В.В., Черкасова С.В. Жанровые и стилевые векторы творчества Эдуарда Маркаича: научное издание. – Красноярск: КНУЦ. – 121 с.
В ряду сибирских современных композиторов Эдуард Маркаич, несмотря на малую известность за пределами города Красноярска, занимает значительное место – он проявил себя как талантливый автор хоровых и инструментальных произведений, блестящий импровизатор.
К сожалению, музыкант прожил недолго и, вероятно, не в полной мере реализовал своё дарование. Однако то, что создано, представляет собой интересный материал для искусствоведческого обобщения.
Книга В.В. Пономарёва и С.В. Черкасовой – это целостное исследование наследия композитора Эдуарда Николаевича Маркаича. Приведены факты его непростой биографии, проанализирована большая часть его сочинений. Детально рассматриваются не только крупные произведения, но и миниатюры, что очень важно для популяризации наследия композитора среди исполнителей, так как позволяет «примерить» их для концертного репертуара.
Исследование представляет интерес не только для музыкантов-исполнителей, музыковедов, культурологов, но и для всех, кто интересуется развитием современной художественной жизни Сибири.
Тембровые диктанты: Учебное пособие + РС / Сост. Тихонкова И.Н. – Красноярск: КНУЦ. – 32 с.
Тембровые диктанты желательно включать в процесс развития и обучения учащихся с раннего возраста, и предлагаемое пособие призвано помочь в этом.
Основу учебного пособия «Тембровые диктанты» составляют темы произведений русских и зарубежных композиторов, а также темы народных песен разных стран. Аудиофайлы записаны на CD.
Музыкальный материал распределён по разделам, соответствующим основным темам программы по сольфеджио 1–8 классов ДМШ и ДШИ.
Выбор формы проведения тембровых диктантов зависит от уровня подготовки учащихся: устные, графические, ритмические, «разрезные» диктанты. Применяя музыкальные аудиофайлы и нотные записи из сборника «Тембровые диктанты», преподаватель может свободно варьировать свою творческую деятельность.
Составитель Ирина Николаевна Тихонкова – преподаватель теоретических дисциплин детской музыкальной школы № 2 г. Красноярска.
Музыкальный экспромт. Материалы краевой музыкально-теоретической олимпиады 2017 года + PC. Авторы составители: И.И. Волонт, И.А. Корнева, Е.А. Пинчук, Н.К. Голицына, Н.А. Ластовская. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 38 с.
В сборник вошли материалы и итоги краевой музыкально-теоретической олимпиады 2017 года. Все задания олимпиады разработаны преподавателями отделения теории музыки Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича.
Сборник предназначен для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин детских музыкальных школ и школ искусств.
Волонт И.И., Корнева И.А. Олимпиадные задания по музыкальной литературе. Учебно-методическое пособие + РС. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 84 с.
В учебно-методическое пособие включены материалы олимпиад по музыкальной литературе, проведённых в период с 2009 по 2016 год в различных детских школах искусств Красноярского края. Все задания составлены в соответствии с программными требованиями по предмету «Музыкальная литература» для различных возрастных категорий учащихся.
Волонт Ирина Игнатьевна и Корнева Ирина Александровна являются постоянными членами жюри и разработчиками заданий музыкально-теоретических олимпиад различных уровней. Многолетний опыт проведения таких мероприятий подвигнул авторов опубликовать несколько сборников олимпиадных заданий. «Сборник олимпиадных заданий по сольфеджио», изданный в 2014 году, занял первое место на III Международном конкурсе художественного творчества в сфере музыкально-компьютерных технологий, мультимедийных проектов, электронных и печатных учебных пособий, печатных работ и музыкальных композиций «КЛАССИКА и СОВРЕМЕННОСТЬ», проходившем в Екатеринбурге в апреле 2016 года.
Учебно-методическое пособие «Олимпиадные задания по музыкальной литературе» стало лауреатом 1 степени Красноярского краевого конкурса методических работ педагогических работников учреждений дополнительного образования и профессиональных образовательных учреждений в области культуры в номинации «Учебно-методическое пособие».
Сборник произведений юных композиторов Красноярского края. Материалы конкурса «Юный композитор» краевой музыкально-теоретической олимпиады 2017 года / ред.: Н.А. Ластовская. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 108 с.
В г. Красноярске 11 февраля 2017 года в рамках краевой музыкально-теоретической олимпиады состоялся конкурс «Юный композитор». В конкурсе приняли участие 26 учащихся детских музыкальных школ и школ искусств городов Красноярска, Ачинска, Норильска (Талнах), Лесосибирска, Иланского, а также поселка Абана, села Тасеево. В сборник вошли произведения, демонстрирующие творческую одаренность и оригинальность мышления юных композиторов.
Благодарим всех преподавателей за подготовку участников конкурса и желаем дальнейших творческих успехов!
Любимые песни красноярского ансамбля «Берегиня»: Методическое пособие для руководителей фольклорных коллективов / З.В. Ендржеевская. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 128 с.
Цель настоящего сборника – не только сохранение, но и практическое освоение певческими коллективами разных фольклорных традиций и жанров песенной культуры Красноярского края. Доминирующим жанром в сборнике является поздняя лирика с военной, солдатской, тюремной, похоронной и казачьей тематикой. Также представлены календарные, свадебные, шуточные, хороводные, песни литературного происхождения, романсы, баллады и частушки.
В пособие вошли произведения музыкального фольклора трёх основных этнографических слоёв: старожильческий (фольклорные традиции в поселениях XVII–XVIII вв.), смешанный или переходный слой с неоднородной этнокультурной характеристикой (фольклорные традиции компактных групп русских переселенцев первой половины – середины XIX века) и новопоселенческий (фольклорные традиции в поселениях второй половины XIX – начала XX века).
Автор сборника – Зоя Владимировна Ендржеевская, преподаватель Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича отделения «Сольное и хоровое народное пение». Выпускница Красноярского государственного института имеет немалый опыт не только в педагогической, но и в исследовательской деятельности, что и позволило ей собрать и систематизировать богатый песенный материал, который предлагается взрослым и юным любителям фольклора.
Зелёный В.П. Избранные виртуозные этюды для трёхструнной домры / Ред. В.П. Зелёного. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 20 с.
Автор пособия – профессор кафедры народных инструментов Красноярского государственного института искусств, заслуженный артист России В.П. Зелёный. В течение многолетней успешной деятельности Виктор Павлович воспитал целую плеяду одарённых домристов, подготовил в печать ряд пособий как для преподавателей, так и для учащихся.
В новый сборник вошли избранные виртуозные этюды-пьесы, написанные известным красноярским музыкантом в разные годы.
По степени сложности этюды предназначены для изучения и освоения в средних и старших классах детской школы искусств, в музыкальном училище.
Этюды программные, поэтому каждый из них может быть включен и в учебный (концертный) репертуар, и в конкурсную программу как виртуозное произведение.
Музыкальное сопровождение урока народно-сценического танца / Сборник для концертмейстера: Сост. Е.А. Купряшов. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 48 с.
Настоящий сборник призван в помощь концертмейстеру народно-сценического танца с целью облегчить проблему поиска и подбора музыкального материала к уроку. Материал сборника будет полезен как начинающему музыканту, так и опытному концертмейстеру.
В сборнике приведены интересные примеры для сопровождения экзерсиса у станка, дробей, некоторых упражнений на середине зала, вращений и трюков.
Особенностью издания является последовательность излагаемых музыкальных фрагментов – она примерно соответствует последовательности хореографических упражнений, изучаемых в ходе урока. Это поможет начинающему концертмейстеру лучше ориентироваться в дальнейшей работе.
Весь представленный материал отбирался составителем на протяжении длительного времени и прошёл апробацию как в отделении народного танца Красноярского хореографического колледжа, так и в детских хореографических коллективах, был представлен на переводных и итоговых государственных экзаменах.
Звучит оркестр русских народных инструментов: Учебное пособие / Автор переложений И.В. Парамонов. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 48 с.+72 с.
Сборник включает переложения и аранжировку произведений для оркестра русских народных инструментов: Ф. Шуберт «Вечерняя серенада» в транскрипции Ф. Листа и П. Фроссини «Марипозита» (болеро). Второе произведение представлено в виде оркестрового аккомпанемента солисту-баянисту. Каждая партия оркестра инструментована с учетом исполнительских возможностей юных музыкантов в оркестровом соединении и соотношении.
Пособие адресовано руководителям и учащимся детских коллективов ДМШ и ДШИ и ставит своей целью разнообразить формы и методы развития творческого потенциала учащихся, расширить их музыкальный кругозор и овладеть навыками коллективного музицирования. Произведения, вошедшие в сборник, исполнялись на концертах и конкурсах оркестром детской музыкальной школы № 1 г. Красноярска, где работает автор переложений – И.В. Парамонов, преподаватель по классу баяна, заведующий отделением клавишных народных инструментов. Является автором переложений, инструментовок, аранжировок для ансамблей русских народных инструментов различного состава и оркестров.
Восемь избранных пьес для ансамбля: Нотное пособие / Авт.-сост. Р.Ф. Гафуров. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 72 с.
Нотный сборник «Восемь избранных пьес для ансамбля» – это результат практической работы с ученическими ансамблями эстрадного отделения Норильской детской музыкальной школы. Нехватка доступного нотного материала побудила педагогов искать другие источники. Таким источником стали многочисленные записи современных музыкантов. Исходя из состава ансамбля, возраста учеников, выбирались пьесы, делались их транскрипции, создавались партитуры.
Помимо пьес известных музыкантов, в сборник вошли три авторские композиции составителя. Автор сборника «Восемь избранных пьес для ансамбля» – Ринат Фаридович Гафуров, преподаватель по классу гитары, электрогитары, бас-гитары, заведующий отделением «Инструменты эстрадного оркестра» Норильской ДМШ.
Пособие «Восемь избранных пьес для ансамбля» предназначено для преподавателей и учащихся ДМШ, ДШИ, изучающих предмет «Ансамбль», а также для музыкальных студий и любителей ансамблевой формы музицирования.
Сборник олимпиадных заданий по теории музыки для старших классов ДМШ и ДШИ / Сост. Е.С. Долгалова. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 36 с.
«Сборник олимпиадных заданий по теории музыки» адресован преподавателям детских музыкальных школ и школ искусств, занимающихся подготовкой учащихся старших классов к ежегодному краевому конкурсу по сольфеджио в номинации «Теория музыки». Пособие является итогом многолетней работы автора, подготовившего большое количество участников и победителей в данной номинации.
Составитель – Долгалова Елена Сергеевна, преподаватель ДМШ № 1 г. Красноярска, лауреат Красноярского краевого конкурса методических работ педагогических работников учреждений дополнительного образования и профессиональных образовательных учреждений в области культуры 2017 года в номинации «Учебное издание».
Крещендо: Пьесы для ансамбля струнно-смычковых инструментов / Авт.-сост. О.О. Жернакова, И.С. Колесникова. – Красноярск: КНУЦ, 2018. – 72 с.
В сборник вошли произведения из репертуара ансамбля скрипачей «Крещендо» детской музыкальной школы г. Минусинска. Это популярные, всеми любимые пьесы современных музыкантов и композиторов-классиков.
Представленные произведения переложены с фортепианных, баянных, вокальных и скрипичных партий для разнообразия и обогащения ансамблевого репертуара. Пьесы предназначены для разных возрастных категорий ансамблей, начиная с третьего класса и заканчивая выпускниками, написаны для двухголосного состава ансамбля скрипачей в сопровождении фортепиано, три из которых написаны для трёх голосов, с подключением виолончели.
Переложения, обработки, редакцию скрипичных и виолончельных партий выполнила Ольга Оскаровна Жернакова, преподаватель струнно-смычкового отделения школы; обработки и редакцию фортепианных партий подготовила её коллега – Ирина Сергеевна Колесникова, преподаватель фортепианного отделения.
Пособие адресовано преподавателям ДМШ и ДШИ.
Культура Красноярского края в цифрах за 2016–2017 годы: статистический справочник / министерство культуры Красноярского края. – Красноярск, 2018. – 139 с.
Статистический справочник «Культура Красноярского края в цифрах за 2016–2017 годы». Это ежегодное издание, подготовленное Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры по итогам работы краевых государственных и муниципальных учреждений культуры, а также образовательных учреждений в области культуры и искусства согласно формам федеральной и региональной статистической отчётности, которые представлены в автоматизированной информационной системе «БАРС. Web-Мониторинг культуры».
Статистические данные отчётных форм утверждены экспертами: специалистами министерства культуры Красноярского края, Красноярского краевого краеведческого музея, Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, Государственного центра народного творчества Красноярского края и др.
В статистическом справочнике отражены основные показатели деятельности театрально-зрелищных учреждений, библиотек, музеев, киноустановок, культурно-досуговых учреждений, зоопарков, парков культуры и отдыха, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных учреждений. Представлены данные по кадровому составу и финансовому обеспечению отрасли.